Онтология Нагарджуны: релятивизм, парадокс на границах мышления vs непротиворечивое единство пустоты и зависимого возникновения

Авторы

  • И.С. Урбанаева Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ, 670047, ул. Сахьяновой, д. 6.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-7-150-160

Ключевые слова:

онтология Нагарджуны, мадхьямака, пустота, зависимое возникновение, пустота пустоты, релятивистские интерпретации, две истины

Аннотация

В статье дан критический анализ релятивистских «прочтений» «Муламадхьямака-карик» (ММК) Нагарджуны – подходов, в которых пустота
ошибочно отождествляется с зависимым возникновением, мадхьямака Нагарджуны предстает как синоним относительности (Ф.И. Щербатской, Д. Калупахана, Ши Хуэй-фэн), пустота – как вспомогательное средство для очищения относительной реальности (Тао Цзян). Дж. Гарфилд и Г. Прист,
анализируя с позиций диалетеизма пустоту пустоты, приходят к выводу
о существовании онтологического парадокса Нагарджуны, означающего тождество двух реальностей – абсолютной и относительной. Тем самым мадхьямака сводится к релятивизму, хотя и в более тонкой форме, путем рассмотрения «истинных противоречий» на границах мышления. Автор статьи,
опираясь на тибетские тексты («Сутра сердца», ММК, сочинения Арьядевы, Буддапалиты, Чандракирти, Цонкапы), доказывает ошибочность этих
попыток онтологической релятивизации мадхьямаки. Для понимания онтологической специфики мадхьямаки важно понимать как различие двух
истин, так и их специфическое единство в качестве двух онтологических
сторон всякого объекта, а не как двух реальностей, или двух доменов реальности, или двух истин в западной традиции

Опубликован

2024-07-19

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2024. Онтология Нагарджуны: релятивизм, парадокс на границах мышления vs непротиворечивое единство пустоты и зависимого возникновения. Вопросы философии. 7 (Jul. 2024), 150–160. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-7-150-160.