Разум, язык, культура: как сегодня прочитывать концепцию «арабского разума» ал-Джа̄бири

Авторы

  • А.В. Смирнов Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-7-51-58

Ключевые слова:

арабский разум, ал-Джабири, арабская языковедческая традиция, корень-ветви, исламское право, фикх, исламская этика

Аннотация

В четырехтомнике марокканского философа Мух̣ аммада ‘А̄бида ал-Джа̄бирӣ (1935–2010) «Критика арабского разума» представлено обоснование тезиса: история знала не один, а два варианта разума – «греко-европейский» и «арабский». Очевидно, что концепция ал-Джа̄бирӣ бросает вызов едва ли не всеобщей уверенности философов в универсальности того варианта разума, который наиболее полно развернут в европейской духовной истории. Прочтение концепции ал-Джа̄бирӣ в кантовской оптике сегодня окажется плодотворным ввиду значительного количества наблюдений, накопленных в философской арабистике и имеющих прямое отношение к вопросу о типе рациональности, который обосновывает арабо-мусульманскую культуру. Арабская языковедческая традиция характеризуется акцентом не на субстанциальном бытии, а на протекании действия. Минимальный сегмент членения арабской речи – протекание звучания между двумя «краями» (х̣арф, мн. ч. х̣ урӯф); связочная функция обеспечивает неразрывное склеивание подлежащего и сказуемого в единое высказывание за счет протекания действия «опираться» (исна̄д) между ними, что исключает использование связки «быть» и выводит «бытие» из числа фундаментальных категорий метафизики; все слова языка, за небольшим исключением, представляют собой «ветви», растущие из «корней», представленных именами действия. Модель «корень – ветви» (’ас̣л – фурӯ‘), теоретически отточенная в трудах представителей арабской языковедческой традиции и исламских юристов, хорошо описывает разнообразие исламской культуры, допускающее прямые противоречия, легитизируя их через возведение к одному «корню», что составляет контраст фундаментальному для европейской рациональности закону противоречия. Исламская этика заботится не о нравственном совершенстве отдельного субстанциального индивида, а о поддержании сети взаимодействий между человеком и Богом и между членами общества, конституируя общество не как иерархию страт и классов, а как множественные сети взаимодействий. Концепция «арабского разума» ал-Джа̄бирӣ, прочитанная в кантовской оптике на основе достижений философской арабистики, обладает большим эвристическим потенциалом, позволяя обосновать гипотезу о множественности типов рациональности, развернутых в истории человечества

Опубликован

2024-07-19

Выпуск

Раздел

ОСОЗНАТЬ СМЫСЛ, ОСМЫСЛИТЬ СОЗНАНИЕ

Как цитировать

[1]
2024. Разум, язык, культура: как сегодня прочитывать концепцию «арабского разума» ал-Джа̄бири. Вопросы философии. 7 (Jul. 2024), 51–58. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-7-51-58.