Нейрологическая интерпретация мифоритуального комплекса: Pro et Contra

Авторы

  • Т.С. Самарина Институт философии РАН, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-6-186-197

Ключевые слова:

религия, нейрология, нейротеология, миф, ритуал, когнитивное религиоведение, сверхъестественные агенты, психология религии, религиозный опыт, эволюционизм

Аннотация

В статье анализируется эвристический потенциал нейрологических иссле­дований религии как мифоритуального комплекса. Рассмотрены концеп­ции двух ведущих зарубежных нейротеологов: Эндрю Ньюберга и Патрика Макнамары. Установлено, что в объяснении религии для Ньюберга играет главную роль ее ритуальное измерение прежде всего потому, что ритуал связан с физиологией и легко поддается изучению через современный ней­ропсихологический инструментарий, миф же Ньюберг объясняет постфак­тум, на основе знания о функции ритуала, базируясь на оторванной от эм­пирики философской рефлексии. Макнамара предлагает более взвешенную концепцию, чем Ньюберг, поскольку исходит не из отдельных данных о схо­жести религиозных практик, полученных в лаборатории, а из религиовед­ческих исследований антропологов, феноменологов и историков религии, с которыми соотносит результаты своих экспериментов по изучению сна. Делается вывод о том, что, несмотря на близость идейных установок и един­ство исследуемого объекта (активность человеческого мозга) и системы
экспериментальных методов, нейротеология создает совершено различные теории объяснения религии как мифоритуального комплекса. В системе Ньюберга ритуал поддается объяснению с нейрологической точки зрения (истоки лежат в ритуальном поведении животных), тогда как миф полностью обусловлен изменениями культуры и социальной реальности. У Макнамары, напротив, объяснение мифа эмпирически фундировано исследованиями сна (изучение специфики быстрого сна) и концепцией децентрализации (транс­формации Я), в то время как ритуал не имеет биологического коррелята, яв­ляясь частью системы социализации. Такое несогласие во взглядах на си­стемообразующие религиозные реалии показывает, что нейротеология вряд ли может считаться единым исследовательским полем

Опубликован

2024-07-19

Выпуск

Раздел

Философия и религия

Как цитировать

[1]
2024. Нейрологическая интерпретация мифоритуального комплекса: Pro et Contra. Вопросы философии. 6 (Jul. 2024), 186–197. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-6-186-197.