Проблема природы человека в философской критике целибата священников во Франции XVIII в.
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-6-175-185Ключевые слова:
меланхолия, ангелы, цепь бытия, аффекты, антиклерикализм, антифилософы, психофизиологическая проблемаАннотация
В статье рассматривается вопрос о том, как сдвиги в осмыслении природы как таковой и природы человека в раннее Новое время отразились на представлениях о безбрачии духовенства. Аргумент критиков целибата состоял в том, что целая система машины человеческого тела обрекалась на бездействие, влиявшее на состояние души и вызывавшее меланхолию. Следствием этой болезни являлась мизантропия, то есть нарушение естественной общительности. Целибатный священник, таким образом, оказывался асоциален. Этот аргумент опирался на новую метафорику человеческого тела, прежде всего механицисткую, и апеллировал как к проблематике связи тела и души и влияния тела на душу в контексте аффектов, так и к связи порядка природы и репродуктивной функции, в свете которой выстраивались системы таких влиятельных авторов, как Бюффон и Линней. Аргумент апологетов целибата состоял в том, что безбрачие демонстрирует преодоление человеком своей природы, обладает большим совершенством (через соотнесение с природой ангелов) и ставит священника выше естественных социальных связей и интересов, что делает его открытым для равной отеческой любви по отношению ко всем. Этот ход мысли крепко связан с платонической лестницей совершенств и предполагает власть души над телом, таким образом, он во многом исключает само обсуждение проблематики, на которую опирался аргумент критиков целибата. В ходе полемики о целибате духовенства формируются две закрытые по отношению друг ко другу логики, описывавшие сакральный статус священника, в которых природа «биологическая» связывалась с природой социальной