Дискуссия об общении: полемика А.А. Леонтьева и Б.Ф. Ломова в научных изданиях 1970-х годов
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-6-164-174Ключевые слова:
системный подход, теория деятельности, философия науки, психология общения, Институт психологии АН СССРАннотация
В центре внимания статьи – дискуссия, развернувшаяся между А.А. Леонтьевым и Б.Ф. Ломовым по проблеме теоретических оснований психологии общения во второй половине 1970-х гг., которая рассматривается с позиций интеллектуальной истории, предполагающей позиционирование научных высказываний в качестве социальных актов. В дискуссии выделяются три этапа, связанных с использованием участниками различных изданий. К первому отнесены статьи дискутантов в сборнике «Методологические проблемы социальной психологии» (1975), в которых обозначены основные
положения подходов А.А. Леонтьева и Б.Ф. Ломова, при том что здесь авторы избегают их противопоставления. Второй этап представлен разделом Б.Ф. Ломова в книге «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» (1976), в котором он выделяет основное противоречие между двумя позициями: подход к общению как разновидности деятельности у А.А. Леонтьева и рассмотрение общения как самостоятельного феномена у самого Б.Ф. Ломова. Третий этап составляют статьи А.А. Леонтьева и Б.Ф. Ломова, вышедшие в 1979 г. в журнале «Вопросы философии», и связанные с ними архивные материалы. В этих статьях выдвигаются аргументы соответственно за и против использования категории «деятельность» при рассмотрении общения. Эта аргументация анализируется в контексте исторических обстоятельств, в том числе опубликования Б.Ф. Ломовым основных положений «системного подхода», защиты А.А. Леонтьевым докторской диссертации по психологии (1976), смены руководства на факультете психологии МГУ, перемен в редакции и редакционной политике «Вопросов философии». Анализ приводит к выводу, что острая фаза дискуссии была в значительной степени отражением столкновения марксистского монизма, исключающего множественность перспектив в науке, и плюрализма, в большей степени соответствующего широкому спектру школ и отраслей психологической науки 1970-х гг.