Человек в пространстве разговора и молчания
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-6-106-114Ключевые слова:
образование, диалог, эвристическое обучение, смысл, человек, молчаниеАннотация
Две книги Андрея Дмитриевича Короля, ректора Белоруcского государственного университета, представляют диалогический подход к образованию, о котором сказано глубоко и интересно. Более того, оба исследования, пусть выдержанные в разных форматах: одно как герменевтика образования, а другое как предметно ориентированные эссе, взаимно обращены друг к другу и создают доверительный разговор, предполагающий возможность включиться в него читателю и продолжить мысль в творческом настрое, к которому призывает автор. Технологии эвристического обучения основываются, по убеждению автора, именно на основе диалога – своего и чужого в истории, социологии и образовании, то есть предполагают отношения заинтересованной слышимости, благодаря которой возникает историческая преемственность в пространствах социализации и образования. Это тема соотношения благожелательного влияния и формализующих манипуляций. Речь идет о «взращивании» человека в его способности слышать и понимать других людей и себя в объединяющем пространстве диалога, в который вступают добровольно, и где «мы-переживание» (М.М. Бахтин) оказывается важнее, чем позиция одного из участников общения. А.Д. Король с самого начала вводит тему совместного пребывания в образовании – совместного поиска. Это обретаемое в процессах образования родовое,
если угодно, первичное жизненное переживание. Это то, что требуется открывать учителю в ученике. И тогда знания, обладающие с необходимостью общими формальными признаками, приобретают, как и человек, свой «неповторимый узор души». Так формируются экзистенциалы образования.