Человек в пространстве разговора и молчания

Авторы

  • А.А. Воскресенский Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 191186, наб. реки Мойки, д. 48.
  • А.А. Грякалов Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 191186, наб. реки Мойки, д. 48.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-6-106-114

Ключевые слова:

образование, диалог, эвристическое обучение, смысл, человек, молчание

Аннотация

Две книги Андрея Дмитриевича Короля, ректора Белоруcского государ­ственного университета, представляют диалогический подход к образова­нию, о котором сказано глубоко и интересно. Более того, оба исследования, пусть выдержанные в разных форматах: одно как герменевтика образова­ния, а другое как предметно ориентированные эссе, взаимно обращены друг к другу и создают доверительный разговор, предполагающий возмож­ность включиться в него читателю и продолжить мысль в творческом на­строе, к которому призывает автор. Технологии эвристического обучения основываются, по убеждению автора, именно на основе диалога – своего и чужого в истории, социологии и образовании, то есть предполагают отно­шения заинтересованной слышимости, благодаря которой возникает исто­рическая преемственность в пространствах социализации и образования. Это тема соотношения благожелательного влияния и формализующих манипу­ляций. Речь идет о «взращивании» человека в его способности слышать и понимать других людей и себя в объединяющем пространстве диалога, в который вступают добровольно, и где «мы-переживание» (М.М. Бахтин) оказывается важнее, чем позиция одного из участников общения. А.Д. Ко­роль с самого начала вводит тему совместного пребывания в образовании – совместного поиска. Это обретаемое в процессах образования родовое,
если угодно, первичное жизненное переживание. Это то, что требуется от­крывать учителю в ученике. И тогда знания, обладающие с необходимо­стью общими формальными признаками, приобретают, как и человек, свой «неповторимый узор души». Так формируются экзистенциалы образования.

Опубликован

2024-07-19

Выпуск

Раздел

Философия и образование

Как цитировать

[1]
2024. Человек в пространстве разговора и молчания. Вопросы философии. 6 (Jul. 2024), 106–114. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-6-106-114.