Уроки прошлого для настоящего и будущего российского образования: опыт историко-философского анализа (размышления над книгой В.В. Сербиненко и И.В. Гребешева «Образовательные проекты в истории отечественной философии»)

Авторы

  • В.П. Киржаева Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, 430005, ул. Большевистская, д. 68.
  • О.Е. Осовский Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, 117997, Стремянный пер., д. 36.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-6-94-105

Ключевые слова:

В.В. Сербиненко и И.В. Гребешев, история отечественной педагогики, философия образования, философско-образовательные проекты, прогностика, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский.

Аннотация

Размышляя над книгой В.В. Сербиненко и И.В. Гребешева, посвященной философско-образовательным проектам в России и российском зарубежье [Сербиненко, Гребешев 2022], авторы уделяют особое внимание значимо­сти этого философского опыта для судеб российского образования в се­годняшних условиях. При этом принципиальным представляется то, что
основное внимание в книге уделено формам и характеру, эпизодам фило­софской рефлексии мыслителей XIX – начала XX в. – от «любомудров» и славянофилов до С.И. Гессена, В.В. Зеньковского и И.А. Ильина. Согла­шаясь по преимуществу с позицией В.В. Сербиненко и И.В. Гребешева,
авторы указывают на адекватность предложенной в книге интерпретации сложившихся в отечественном интеллектуальном пространстве XIX в. прак­тик: декларирование традиционно-консервативных ценностей образования и воспитания славянофилами, сохранение и развитие философских основ педагогики в духовных академиях в момент гонений на философию в уни­верситетах. Они указывают на неоднозначность позиции К.П. Победонос­цева, сочетавшего во взглядах на школьное образование верность принци­пам консервативного охранительства и ориентацию на лучшие достижения европейского образования. Заметный интерес представляет рассмотрение философско-педагогических взглядов Л.Н. Толстого и В.В. Розанова. Важ­нейшая роль в формировании современного взгляда на образование и вос­питание отведена С.И. Гессену и В.В. Зеньковскому, двум выдающимся
философам и педагогам XX в. «Основы педагогики» С.И. Гессена рассмат­риваются как философско-образовательный проект, в котором все уровни образования выстраиваются в единую систему, составляющую неотъем­лемую часть мирового культурного ландшафта, и в этом смысле проект С.И. Гессена по-прежнему сохраняет свою актуальность. Однако, по мне­нию авторов, более близка В.В. Сербиненко и И.В. Гребешеву точка зрения В.В. Зеньковского, давшего в своих трудах новое понимание «иерархиче­ского строя души ребенка», психологии детей и подростков в свете хри­стианской антропологии. В статье высказан и ряд критических замечаний, которые дополняют ее фактографию отдельными эпизодами и в целом под­тверждают обоснованность выводов, сделанных в книге.

Опубликован

2024-07-19

Выпуск

Раздел

Философия и образование

Как цитировать

[1]
2024. Уроки прошлого для настоящего и будущего российского образования: опыт историко-философского анализа (размышления над книгой В.В. Сербиненко и И.В. Гребешева «Образовательные проекты в истории отечественной философии»). Вопросы философии. 6 (Jul. 2024), 94–105. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-6-94-105.