Уроки прошлого для настоящего и будущего российского образования: опыт историко-философского анализа (размышления над книгой В.В. Сербиненко и И.В. Гребешева «Образовательные проекты в истории отечественной философии»)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-6-94-105Ключевые слова:
В.В. Сербиненко и И.В. Гребешев, история отечественной педагогики, философия образования, философско-образовательные проекты, прогностика, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский.Аннотация
Размышляя над книгой В.В. Сербиненко и И.В. Гребешева, посвященной философско-образовательным проектам в России и российском зарубежье [Сербиненко, Гребешев 2022], авторы уделяют особое внимание значимости этого философского опыта для судеб российского образования в сегодняшних условиях. При этом принципиальным представляется то, что
основное внимание в книге уделено формам и характеру, эпизодам философской рефлексии мыслителей XIX – начала XX в. – от «любомудров» и славянофилов до С.И. Гессена, В.В. Зеньковского и И.А. Ильина. Соглашаясь по преимуществу с позицией В.В. Сербиненко и И.В. Гребешева,
авторы указывают на адекватность предложенной в книге интерпретации сложившихся в отечественном интеллектуальном пространстве XIX в. практик: декларирование традиционно-консервативных ценностей образования и воспитания славянофилами, сохранение и развитие философских основ педагогики в духовных академиях в момент гонений на философию в университетах. Они указывают на неоднозначность позиции К.П. Победоносцева, сочетавшего во взглядах на школьное образование верность принципам консервативного охранительства и ориентацию на лучшие достижения европейского образования. Заметный интерес представляет рассмотрение философско-педагогических взглядов Л.Н. Толстого и В.В. Розанова. Важнейшая роль в формировании современного взгляда на образование и воспитание отведена С.И. Гессену и В.В. Зеньковскому, двум выдающимся
философам и педагогам XX в. «Основы педагогики» С.И. Гессена рассматриваются как философско-образовательный проект, в котором все уровни образования выстраиваются в единую систему, составляющую неотъемлемую часть мирового культурного ландшафта, и в этом смысле проект С.И. Гессена по-прежнему сохраняет свою актуальность. Однако, по мнению авторов, более близка В.В. Сербиненко и И.В. Гребешеву точка зрения В.В. Зеньковского, давшего в своих трудах новое понимание «иерархического строя души ребенка», психологии детей и подростков в свете христианской антропологии. В статье высказан и ряд критических замечаний, которые дополняют ее фактографию отдельными эпизодами и в целом подтверждают обоснованность выводов, сделанных в книге.