Инструментарий этической оценки изображения наций в цифровых военных играх
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-6-84-93Ключевые слова:
цифровые игры, военные игры, индивид, общество, нация, Кант, Хёйзинга, Брюшинкин.Аннотация
В настоящем исследовании представлен инструментарий этической оценки изображения национальных черт в военных цифровых играх, который покоится на двух основаниях: 1) метаэтическом – онтологическом определении статуса бытия цифровой игры; 2) социо-антропологическом – определении роли нации в реализации свободы человека. Метаэтическое основание дает возможность определить статус бытия цифровых игр и выявить, влияют ли они на представление игрока о мире за пределами игры. Концепция магического круга Йохана Хёйзинги в соединении с понятием модели мира интеллектуальной системы, сформулированным В.Н. Брюшинкиным, позволяет рассматривать военные цифровые игры как интеллектуальные продукты, формирующие представления о человеке и мире. Социо-антропологическое основание исследования сфокусировано на кантовском понятии свободы как основе критерия оценки изображения нации в цифровых играх. История человечества с точки зрения кантовской практической философии – это история свободного развития, в котором все индивиды и все нации должны быть равноправными участниками. Инструментарий этической оценки национальных черт, изображенных в военных цифровых играх, может послужить их разработчикам основой для переосмысления собственной ответственности за содержание издаваемого продукта.