Профессиональная этика фундаментального уровня и «новые этики» технологического типа: реальность и должные перспективы
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-6-74-83Ключевые слова:
профессиональная этика фундаментального уровня, «новые этики» технологического типа, философия, методологический инструментарий, образование, мотивация экспертов, идеал.Аннотация
Одним из парадоксов нынешнего времени выступает катастрофический разрыв между необыкновенной сложностью свалившихся на всех нас новых проблем и вызовов, с одной стороны, и бросающимся в глаза примитивизмом и откровенным непрофессионализмом многих из тех, кто так или иначе обязан реагировать на происходящее. При этом явная неадекватность такой ситуации на профессиональном уровне зачастую попросту не только не получает должной критической оценки со стороны общества и государства, но даже принимается в качестве допустимого. В этой связи в известном смысле опять спасительными могут стать классические образцы критического слова и действительно созидательного дела: нравственно-философское подвижничество Сократа, Л.Н. Толстого, А. Швейцера, А.А. Зиновьева и др. В статье обосновывается социокультурная задача по обеспечению действительно фундаментального уровня профессиональной этики. Речь идет о сложных видах деятельности, применительно к которым «новые этики» зачастую лишь украшают фасад всякого рода сомнительных технологий, используемых сиюминутно, без должной экспертизы возможных последствий и культивирования нравственности (добра). Для большинства людей, вынужденных играть по новым правилам на социально-экономическом поле, цифровой прорыв в определенном смысле означает ловушку. Анализируется феномен имитации профессионализма, когда ограничиваются внешними эффектами, забывая (или не желая знать) о социально заданной миссии. Последнему призвана противостоять нравственная философия как основа этической экспертизы. Позиционируются не только методологический инструментарий, но и мотивация самих экспертов, включая юристов, которые должны иметь соответствующее этико-философское образование, последовательно проводить аналитическую и оценочную работу с позиций движения к идеалу.