Десакрализация политического: от схоластики к модерну?
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-5-100-110Ключевые слова:
политическое, модерн, секуляризация, схоластика, политическая онтология, государство, политический режим, полнота власти.Аннотация
Статья посвящена анализу влияния политической мысли поздней схоластики на становление светского политического режима модерна. Автор показывает, что существуют два исследовательских подхода, по-разному оценивающих влияние средневековых политических доктрин на формирование модерной политической культуры. Представители первого подхода (Э. Жильсон, А. Гевирт, К. Скинер) склонны видеть в работах таких авторов, как Данте, Марсилий Падуанский и Оккам если не прямые истоки представлений о светском политическом режиме, то как минимум концептуальные модели, позволившие таким представлениям появиться. Представители второго подхода (А. Блэк, Дж. Каннинг, А. Бретт, Б.И. Ключко, Ю.В. Соколов), апеллируя к анахроничности прочтения схоластических текстов через призму модерной концептуалистики, либо прямо отрицают такое влияние, либо предлагают относиться к нему с существенными оговорками. Для прояснения данного вопроса автор обращается к анализу политической онтологии Данте, Марсилия Падуанского и Оккама. Эксплицируются новации, которые были предложены ими в вопросе понимания цели, источника и субъекта политического бытия. На основании проведенного анализа делается вывод, что в поздней схоластике был предложен такой взгляд на политическую реальность, который позволял увидеть в ней имманентную, самоценную природу. Соответственно, и утверждение о связи политической мысли поздней схоластики и модерных политических априори не лишено оснований.