Пиама Павловна Гайденко и традиции отечественной философии. К юбилею
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-5-62-68Ключевые слова:
русская философия, экзистенциализм, Пиама Гайденко, Павел Кананов, «положительная философия» на русской почве, эпистемологический стиль.Аннотация
В январе 2024 г. российское философское сообщество отметило 90 лет со дня рождения известного отечественного философа, историка философии и науки Пиамы Павловны Гайденко (1934–2021). Искра Степановна Андреева называла ее «русской Диотимой», Эрих Юрьевич Соловьев – «несравненной собеседницей». Она обладала удивительной способностью говорить просто, понятно и исторически основательно о сложных вещах. В ее трудах удивительным образом сочетаются предметная глубина, рациональность аргументации, актуальность исследуемых проблем и экзистенциальное проникновение в их смысл. Ее эпистемологический стиль оказывается поразительно созвучен русской традиции «положительной философии», в основании которой лежит идея конкретности, стремление прийти «к единому, внутренне связанному, цельному и конкретному знанию о действительности» (как это формулировал Густав Густавович Шпет). К этой традиции можно отнести философские концепции Памфила Даниловича Юркевича, князей Сергея Николаевича и Евгения Николаевича Трубецких, Льва Михайловича Лопатина и многих других. О преемственности эпистемологического стиля Пиамы Павловны отечественной интеллектуальной традиции свидетельствует также письмо русского философа, библиографа Павла Христофоровича Кананова (1883–1967), адресованное ей (черновик, датированный 1966 г. был обнаружен недавно в его архиве). Мы полагаем, что написанные «экзистенциалистом до экзистенциализма» «импровизированные lucubrations в полночный час» заставят нас еще раз задуматься о специфике экзистенциальной философии в России. Ниже публикуется этот текст.