«Открытая рациональность»: четверть века спустя (к юбилею Владимира Швырева)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-5-54-61Ключевые слова:
Владимир Швырев, рациональность, «открытая рациональность», культурно-историческая эпистемология, наука, рефлексия.Аннотация
В статье анализируется вклад в разработку теории рациональности профессора Владимира Сергеевича Швырева (1934–2008). В 70–80-х гг. прошлого века он ввел в тезаурус отечественных эпистемологических исследований понятие «открытой рациональности», критически отталкиваясь от представлений о рациональности как соответствия фиксированному множеству неизменных критериев («закрытая рациональность»). «Закрытость» рациональности связана с теолого-метафизическими истоками классического рационализма, кризис которого в современном мире стал очевидностью. Абсолютизация «закрытости» ведет к догматизму, тормозящему развитие. Это относится не только к научному знанию, но и ко всем формам социальной жизни, умственной и практической деятельности. «Открытость» рациональности – результат критической рефлексии по отношению к этим критериям, создающей возможность изменения их системы. Критическая рефлексия – причина и в то же время необходимое следствие рациональности, движущая сила развития знания и социальных систем. «Закрытая» и «открытая» рациональности – сопряженные по смыслу и взаимно определимые понятия, составляющие «дополнительность» (в духе методологического принципа Н. Бора). Рациональность не только методологический принцип, но и культурная ценность. Поэтому ее «открытость» проблематизирует развитие культуры. В этом отношении критическая рефлексия играет роль фильтра, предохраняющего от подмены критериев рациональности оценочными суждениями, выражающими различные частные интересы. Такой подход к проблеме рациональности, намеченный в трудах В.С. Швырева, открывает перспективу культурно-исторической эпистемологии, связывающей между собой логику и методологию, историю и философию культуры, философию познания. Эта связь позволяет осуществлять многоуровневую эпистемологическую интерпретацию специально-научных (исторических, социологических и психологических) данных о развивающихся знаниевых и социальных системах.