Объектно-ориентированная онтология Грэма Хармана как проект преодоления корреляционизма
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-4-86-96Ключевые слова:
Грэм Харман, объектно-ориентированная онтология, корреляционизм, философия доступа, вещь сама по себе.Аннотация
В статье анализируется концепция Грэма Хармана, работающего над созданием объектно-ориентированной онтологии. Харман ставит перед собой
задачу преодоления корреляционизма, под которым понимается тип философствования, определяющий в качестве единственного предмета исследования отношение (корреляцию) между человеком и миром. Нужно согласиться, что критика корреляционизма необходима, поскольку корреляционизм неоправданно сужает поле философской работы и не проясняет условия собственного функционирования. Обсуждаются аргументы Хармана против корреляционизма и делается вывод о том, что объектно-ориентированная онтология справедливо требует восстановления представления о вещи как таковой. Однако, на наш взгляд, Харман некорректно выдает свою концепцию объекта за субститут кантовской вещи самой по себе. Также мы критикуем хармановскую идею «онтологической плоскости» за то, что она предполагает существование объектов (реальных, вымышленных и созданных), обладающих равной степенью реальности, за счет необоснованного экстраполирования отношения человека с миром на все вещи. Итогом хармановской попытки преодоления корреляционизма является усиление корреляционизма. Из чего нами делается вывод о полной несостоятельности объектно-ориентированного преодоления корреляционизма. При подробном анализе не удается обнаружить хотя бы одного внятно обоснованного положения концепции Хармана. По нашему мнению, корреляционизм преодолеть нельзя, но бороться с ним нужно. Онтологии следует сместить внимание на реальность саму по себе, влияние которой субъект испытывает в повседневности. Харман неоправданно отрицает фигуру субъекта, поскольку ее восстановление способствует снижению корреляции, в то время как элиминирование субъекта, наоборот, ведет к риску гипертрофии корреляционизма.