Что такое музыкальная эстетическая идея? Размышления в духе Канта
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-4-5-17Ключевые слова:
Кант, искусство, гений, идея, воображение, рассудок, разум, аффект.Аннотация
Кант отводит музыке самое скромное место среди всех видов искусства. По мнению Канта, она «в большей мере наслаждение, чем культура», а ее эффект основан лишь на случайной ассоциации идей, которые вызывает музыка. Кроме того, ей «не хватает светскости», поскольку занятия ею часто воспринимаются как раздражающий фактор. Это привело к распространенному мнению, что систематический эффект от размышлений Канта о музыке также следует считать незначительным. Данное исследование ставит под сомнение это мнение. Опираясь на кантовскую концепцию эстетической идеи и ее использование в отношении музыки, можно показать, что понятие музыкальной эстетической идеи способствует прояснению эпистемического статуса когнитивного содержания музыки. В заключение дается характеристика соотношения воображения, понимания и разума, которое необходимо предположить для формирования музыкально-эстетической идеи. Ссылаясь на высказывания Канта о связи темы, единства музыкального произведения и «преобладающего в произведении аффекта», рассматривается и демонстрируется на двух примерах сфера применения кантовской концепции «неизреченного богатства мыслей», объясняющей понятие музыкальной эстетической идеи. Первый пример – знаменитая первая сцена «Золота Рейна» Рихарда Вагнера, в которой русалки, дочери Рейна, приветствуют золото Рейна, сияющее в лучах восходящего солнца. Здесь представление о золоте Рейна является предметом идеи, эстетическое содержание которой интерпретируется через пение русалок и музыку. Второй пример – известная тема симфонической поэмы «Влтава» из цикла «Моя родина» Бедржиха Сметаны и ее вариации. Это музыкальное изображение течения Влтавы через различные ландшафты и пейзажи; в то же время произведение следует понимать как музыкальное выражение идей единства природы и национальной свободы. Примеры иллюстрируют отношение между воображением, рассудком и разумом, которое необходимо допустить для формирования музыкально-эстетической идеи.